Дизельное топливо ГОСТ — как выбрать качественное ДТ в Москве и Центральном регионе

Дизельное топливо: как разобраться в ГОСТах

Выбираем дизельное топливо ГОСТ по характеристикам

Зная, какая маркировка дизельного топлива что означает, можно избежать массы неприятных моментов. Одни напрямую влияют на работоспособность автомобиля, другие же на чистоту вашей совести. У вас будет чувство выполненного долга перед вашим железным конём и природой, если заправляться лучшим дизельным топливом.

  1. Двигатель будет работать ровно, и выдавать всю мощность, на которую рассчитан.
  2. Топливная система будет чистой, и идущий по ней дизель не будет засорять фильтры.
  3. На внутренних узлах мотора не будет накапливаться копоть или образовываться коррозия.
  4. В атмосферу не будет поступать какой-либо элемент из химической таблицы Менделеева.  

Важно разбираться в маркировках дизельного топлива не только водителю, но и менеджеру АЗС или предприятия с большим автопарком. От правильного выбора будет зависеть доходность вашего бизнеса.

Разобраться во всех нюансах государственных стандартов не так-то просто. С момента, когда в принципе начали создавать ГОСТы, прошло очень много времени. Автомобильное дизельное топливо претерпело массу изменений и уже не то по составу, что было, например, в 60–х годах 20 века.

По мере изменений в вопросах химии дизеля, менялись и требования к двигателям. Конечно же, изменились требования и в ГОСТах к составу топлива.

Для удобства и понимания продукции, в регламентах указаны марки, классы и сорта дизеля. А также их пригодность к тем или иным условиям работы.

Самые распространённые ГОСТы дизельного топлива

В каждой стране существуют свои нормативные акты, утверждающие, какие должны быть показатели и обозначения у дизельного топлива. Однако в РФ действует и более строгий ГОСТ, который считается главным для некоторых операций (производства и купли/продажи). Речь идёт о РТ ТС 013/2011 (Регламент Технический Таможенного Союза), который был принят с целью прийти к одним показателям в составе дизеля для ряда стран.

Называется такой ГОСТ «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту». И действует он в пределах таможенной зоны РФ, Беларуси и Казахстана.

Для дизельного топлива в этом нормативном документе указано, какая у него должна быть маркировка. Таким образом, было принято единое обозначение и в процессе операций экспорта-импорта ГСМ не возникает недопонимание.

Принятая маркировка:

  • дизельное топливо — ДТ;
  • сезон года — Л (летнее), З (зимнее), А (арктическое), Е (межсезонное);
  • экологический класс — К (класс) 2, 3, 4 и 5.

Если составить одно название какого-либо дизельного топлива, то оно может выглядеть: ДТ–З–К4. На первый взгляд, всё интуитивно понятно. Однако понятие экологического класса требует дополнительного разъяснения. Это один из самых важных показателей в маркировке дизельного топлива.

Класс говорит о таких моментах:

  • уровень загрязнения окружающей среды;
  • работоспособность двигателя в разных климатических условиях;
  • безопасность работы с дизельным топливом.

Таблица основных показателей по экологическому классу:

К2

К3

К4

К5

Массовая доля полициклических ароматических углеводородов, не более (%)

11

11

8

Содержание серы, не более (мг/г)

0,5

0,35

0,05

0,01

Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже (°С):

для летнего и межсезонного ДТ

40

40

55

55

для зимнего и арктического ДТ

30

30

30

30

Цетановое число, не менее:

для летнего ДТ

45

51

51

51

для зимнего и арктического ДТ


47

47

47

Температура фильтруемости, (°С):

летнее дизельное топливо, Л





межсезонное дизельное топливо, Е

-15

-15

-15

-15

зимнее дизельное топливо, З

-20

-20

-20

-20

арктическое дизельное топливо, А

-38

-38

-38

-38


Все виды класса соответствуют Европейскому стандарту. Поэтому на АЗС можно встретить обозначение ДТ ЕВРО.

Дизельное топливо, которое выпускается для внутренней продажи и использования в РФ регламентируется ГОСТом 32511–2013. Он заменил нормативный акт 305–2013, в котором класс экологичности и вязкость не подходит для современных автомобильных двигателей.

Требования к дизельному топливу по ГОСТам, действующим внутри страны

Существует ряд ГОСТов, на которые опираются все НПЗ РФ при выпуске дизельного топлива. К ним относится ГОСТ 32511–2013, в котором утверждается та же маркировка, которая указана в «таможенном» регламенте. И те же требования к ДТ, относительно класса экологичности. По сути, этот документ просто повторение нормативов для дизеля, но с указанием, что они действуют по РФ.

А вот ГОСТы, на которые ещё стоит обратить внимание, это те, в которых идёт расширение маркировки ДТ.

ГОСТ 52368

В документе указаны требования к дизелю, которые полностью совпадают с требованиями Европы. Теми, которые указаны в европейском акте EN 590.

Согласно этому документу, дизельное топливо должно маркироваться дополнительными буквами, обозначающими сорт и классификацию. В свою очередь, обозначение сорта и классификации говорит о температуре фильтруемости при разных климатических условиях:

Для умеренного климата

Для холодного климата

сорт

t, °С

класс

t, °С

А

5

0

-20

В

0

1

-26

С

-5

2

-32

D

-10

3

-38

E

-15

4

-44

F

-20


Дополнительно в этом нормативном документе указывается, какое допускается содержание серы. И маркируется римскими цифрами: вид «I» не более 0,35 мг/г, вид «II» не более 0,05 мг/г и вид «III» не более 0,01 мг/г.

ГОСТ 32511

Этим актом немного упростили жизнь потребителю, и все сорта с классами свели к маркировке, принятой в Регламенте Техническом Таможенного Союза.

Для умеренного климата

Для холодного климата

сорт

маркировка

класс

маркировка

А

Л — летнее

0

З — зимнее

В

1

С

2

D

3

E

Е — межсезонное

4

А — арктическое

F


Именно поэтому на АЗС стоит маркировка дизельного топлива, например, ДТ–Л–К5. В ней нет добавочных цифр и букв, обозначающих классификацию и сорт. Однако для продажи дизельного топлива оптом более глубокая, уточняющая маркировка может использоваться. Она будет выглядеть следующим образом: ДТ ЕВРО класс 2 вид III э.кл. 5.

Существует ещё ГОСТ 53605–2009 и ГОСТ 55475–2013. В них указаны показатели для дизеля, который используется в качестве сырья для производства других видов топлива. Однако может использоваться и как полноценное горючее для некоторых двигателей.

Цена дизельного топлива

Маркировка ДТ говорит и о стоимости. Самое недорогое из всей линейки считается летнее дизельное топливо (ДТ–Л–К5). Объяснение этому очень простое. Этот вид горючего требует наименьшего числа добавок в состав.

Если же мы говорим о зимнем дизельном топливе, то для того, чтобы оно не замерзало, в составе используются специфические присадки. Это одна из причин разницы в цене. Конечно же, самое дорогое дизельное топливо — арктическое. Оно способно поддерживать двигатель в рабочем состоянии при критически низких температурах.   

Чтобы купить дизельное топливо лучшего качества, не нужно покупать дорогое. Достаточно выбрать то, что подходит двигателю автомобиля по классу экологичности и температуре на улице.



Поделиться

Вас может заинтересовать